четверг, 25 апреля 2013 г.

новый блог

Это  мой  блог!  Мне  удачи!

                            

Система воспитательной работы в группах продленного дня.

Автор-составитель В. В. Гордеева

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества.
В настоящее время режим продленного дня заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. Объективный анализ многих социально-педагогических тенденций убеждает в том, что режим ГПД нужен в школе любого типа и в первую очередь для детей младшего школьного возраста. Педагоги стараются изменить организацию школьной жизни таким образом, чтобы семья ребенка естественно включалась в нее не только в качестве заказчика педагогических услуг, но и в качестве союзника, соучастника, чтобы и воспитатели и родители понимали и ценили ничем не заменимое отцовское и материнское влияние на детей.












Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребенка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения, гуманистических привычек. Режим ГПД в решении поставленной задачи становится областью взаимодействия школы и семьи. Ослабление воспитательной функции семьи связано с тем, что современные родители часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках. К тому же, многие дети, к сожалению, воспитываются в неполной семье. Естественно, что работающие родители даже благополучных школьников обеспокоены тем, чем занят их ребенок младшего школьного возраста, когда остается дома один. Как правило, он просто скучает. Необходимость ГПД налицо: дети нуждаются в определенной защищенности от чрезмерных социальных нагрузок, эмоциональных стрессов, им нельзя оставаться в одиночестве, чувствовать себя забытыми, необходимо, чтобы рядом оказывались доброжелательные и заинтересованные в них взрослые.
Известный социолог В. Т. Лисовский обосновал в своих исследованиях ведущие причины асоциального поведения несовершеннолетних:
– социально-экономический кризис, утрата в результате «реформ» гарантированного права на честный труд, бесплатного образования, организованного досуга, доступного медицинского обслуживания, жилья, достойного уровня жизни, обнищание населения, постоянное недоедание, снижение потребления калорий ниже биологических норм;
– социальное отчуждение, негативное отношение к учебе и честному труду;
– отверженность в семье и среди сверстников, неуспеваемость, низкая самооценка, агрессивность, озлобленность, нежелание соблюдать социальные нормы, неэффективность воспитания в семье и школе, безнаказанность в правовом отношении;
– социальное сиротство, жестокость и равнодушие взрослых, отсутствие жизненных перспектив и бесцельность существования.
Совершенно очевидно, что и младшие школьники уже заражены бациллами девиантного поведения. Но их школа еще может увлечь. И здесь, как нельзя кстати, необходим продленный день, где можно и нужно организовать для ребенка после уроков интересные занятия в кругу ровесников и уберечь его от прямых и агрессивных асоциальных влияний.
Конечно, режим ГПД – это не панацея, однако, в какой-то мере он способен защитить детей от водоворота безжалостного социума, обеспечить нормальную их социализацию.
За пределами урока дети могут органично реализовать свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении, раскрыться цельно. Тот, у кого не ладится, скажем, с математикой, окажется, например, веселым затейником и рассказчиком. А тот, кто не очень бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками и т. д. При таком подходе к организации работы в ГПД исчезает граница неравенства между детьми: они не разделяются в ГПД на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В режиме продленного дня, где основное место занимают общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Таким образом, возникают ситуации успеха, воодушевляющие детей, помогающие им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное –придать смысл всей жизни ребенка.
Отгородиться от проблем социальной жизни невозможно. ГПД должна создать особое воспитательное пространство, в котором ребенку интересно, где он занят увлекательной деятельностью, защищен физически и психологически от грубой правды жизни.
Таким образом, основными задачами в работе ГПД являются:
– оказание помощи ребенку младшего школьного возраста в формировании социального опыта;
– подготовка детей к восприятию важных, но сложных жизненных явлений, сглаживание проявлений социального и материального неравенств в детской среде;
– ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.
В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы весело и интересно. Создать такое воспитательное пространство возможно только совместными усилиями учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, родителей младших школьников и, конечно же, в первую очередь, самого воспитателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий